ИСТОРИЯ
ХРИСТИАНСТВА |
|
(история I века н.э. дается в церковном толковании, т.е. с допущением
историчности Иисуса Христа)
Христианство возникло в Палестине в I веке н.э.
на фоне мистико-мессианских движений иудаизма как религия угнетенных
и искавших спасения от жестоких условий в приходе спасителя. Характерной
особенностью средиземноморского региона в это время было развитие
и широкое распространение эллинизма. На возникновение христианства
также повлияли три философские школы - стоическая, эпикурейская
и скептическая, в комплексе ориентированные на создание блаженства
личной жизни.
Римская империя в этот период простиралась от Евфрата
до Атлантического океана и от Северной Африки до Рейна.
После смерти Ирода, недовольные междоусобицами между его сыновьями,
в 6 г. н.э.римляне передали управление Иудеей императорскому прокуратору.
Христианство первоначально распространилось в еврейской среде в
Палестине и странах средиземноморского бассейна, но уже в первые
десятилетия существования получило большое количество последователей
из других народов.
Во второй половине I века и в первой половине II века христианство
представляло из себя ряд общин, состоящих из рабов, вольноотпущенников,
ремесленников. Во второй половине II века христианскими писателями
уже отмечается наличие в составе общин благородных и состоятельных
людей.
Одним из важных элементов перехода христианства на принципиально
новый уровень был его разрыв с иудаизмом в II веке. После этого
процент евреев в христианских общинах стал неуклонно уменьшаться.
В это же время происходит отказ христиан от ветхозаветных законов:
соблюдения субботы, обрезания, строгих пищевых ограничений.
Расширение христианства и вовлечение в христианские общины большого
количества людей самого разного вероисповедания привело к тому,
что христианство этого периода представляло из себя не единую церковь,
а огромное количество направлений, группировок, богословских школ.
Положение усложнялось большим количеством ересей, количество которых
к концу II века церковный историк конца IV века Филастрий определяет
числом 156.
Во второй половине III века шел процесс дальнейшей централизации
церкви, и к началу IV века из существовавших епархий выделилось
несколько митрополий, каждая из которых объединяла группу епархий.
Естественно, крупные церковные центры создавались в наиболее важных
политических центрах империи, прежде всего в столицах.
В начале IV века христианство становится в государственной религией
Римской империи. В это время укрепляется церковная организация и
происходит официальное оформление церковной иерархии, высшей и наиболее
привелигированной частью которой становится епископат.
До V века распространение христианства происходило в основном в
географических границах Римской империи, а также в сфере ее влияния
- Армении, Эфиопии, Сирии. Во второй половине I тысячелетия христианство
распространилось среди германских и славянских народов, позднее
- в XIII - XIV веках - среди прибалтийских народов. К XIV веку христианство
практически полностью завоевало Европу, и начиная с этого времени
начало распространяться за пределами Европы, главным образом за
счет колониальной экспансии и деятельности миссионеров. К концу
XX века число приверженцев христианства во всем мире превышает 1
миллиард, из них около половины проживает в Европе. Более половины
христиан - католики, около трети - протестанты, остальные - православные
и приверженцы других восточных церквей.
|