ИСТОРИЯ
ИНДУИЗМА |
|
Истоки индуизма берут начало в Хараппской, или
Индской цивилизации, существовавшей в III - II тысячелетии до н.э.
в долине Инда. Религия этой цивилизации основывалась на почитании
божества, имеющего много общего с индуистским богом Шивой.
Примерно с середины II тысячелетии на северо-западе Индостана стали
проникать племена Ариев. Их язык позже стал называться ведийским
санскритом. Вторжению ариев предшествовала длительная история переселения
народов, говоривших на индоевропейских языках.
Арии принесли сложный обряд жертвоприношения - Яджну, во время
которого в жертву богам приносилось жареное говяжье мясо и алкогольный
напиток Сома.
Арии смешались с местными племенами, называемыми в Ригведе Даса.
В результате состав общества усложнился, что привело сначала к варновой,
а затем к кастовой системе, которые стали социальной базой индуизма.
В новой системе первостепенная роль отводилась брахманам - знатокам
Вед и главным исполнителям обрядов.
Брахманизм получил распространение в Индии в 1 тысячелетии до н.э.
Во второй половине 1-го тысячелетия до н.э. позиции брахманизма
начали слабеть, и он на некоторое время был оттеснен другими религиями,
в основном буддизмом и джайнизмом. К концу 1-го тысячелетия до н.э.
в Индии сложился комплекс разнородных религиозных представлений,
которые не вступали в явное противоречие с Ведами, но больше соответствовали
новым условиям жизни.
В начале 1-го тысячелетия н.э. учение брахманизма начинает вновь
возрождаться в Индии в форме индуизма. В это время индуизм и буддизм
развивались параллельно, причем спор их философий был главной движущей
силой этого развития. Индуистская школа Ньяя сформировалась под
воздействием буддийской логики, а школа Веданта испытала серьезное
воздействие буддийской школы Мадхьямика. Большую роль сыграл буддизм
в отказе от кровавых жертвоприношений.
Во время правления династии Гуптов (IV - VI век н.э.) индуизм стал
господствующей религией в стране. Буддизм, оказав на индуизм сильное
влияние, особенно в теоретической области, был оттеснен за пределы
страны, а в XI веке окончательно исчез из Индии. Джайнизм остался
одной из индийских религий, но число его приверженцев ничтожно мало.
Термин Индуизм европейского происхождение. В Индии религия называется
Хинду-самая или Хинду-дхарма.
Индуизм фактически не является единой религией, а представляет
собой систему местных индийских верований. Индуизм политеистичен,
хотя школа веданта представляет собой пантеистическую религию. Главные
божества в индуизме - Брахма, Вишну и Шива, воплощены в тройственном
образе Тримурти.
Основой индуистского мировоззрения является учение о трех целях
жизни человека: дхарма, артха, кама.
В индуизме существуют два основных направления - вишнуизм и шиваизм.
Среди шиваистов выделяются почитатели женского начала - шактисты.
По отношению к Ведам и основным религиозно-философским принципам
в Древней Индии все школы делились на Астику и Настику. К Астике
относились:
Вайшешика
Веданта
* Адвайта-Веданта
* Вишишта-Адвайта
Йога
Миманса
Ньяя
Санкхья
К Настике относились:
Адживика
Локаята
* Чарвака
Во второй половине XIX века в индуизме появилось реформистское
движение Арья самадж, которое в настоящее время насчитывает большое
количество сторонников.
Основные принципы индуизма - представление о карме, дхарме и сансаре.
Индуисты имеют свой священные книги - Веды, однако для индуизма
характерно отсутствие каких-либо строгих канонов.
Индуизм поддерживает кастовость индийского общества.
|