ИСТОРИЯ
ИСЛАМА |
|
В момент своего возникновения ислам был синкретической
религией, впитавшей в себя элементы ряда религий Аравийского полуострова.
Основное влияние на первоначальный ислам оказали доисламские древние
верования и культы, ханифизм, иудаизм, христианство и маздеизм
Основателем ислама считается пророк Мухаммед - исторически достоверная
личность
В 610 году Мухаммед выступил в Мекке публично как пророк. Этот
год можно считать годом возникновения ислама. Хотя ни первая, ни
последующие проповеди Мухаммеда в Мекке не принесли ему успеха,
ему удалось набрать некоторое количество приверженцев новой религии.
Проповеди того периода касались преимущественно не реальной жизни,
а души, и потому не могли вызвать большой интерес у населения. Со
стороны правящих кругов как к проповеди, так и к самому Мухаммеду,
сложилось враждебное отношение.
После смерти богатой жены положение Мухаммеда в Мекке стало рискованным,
и в 622 году он был вынужден перебраться в Медину. Выбор новой базы
был удачен, так как Медина была конкурентом Мекки во многих отношениях,
прежде всего в торговле. Часто происходили военные стычки между
населением этих районов. Реальные интересы людей определили идеологическую
атмосферу, в которой нашла поддержку проповедь новой религии. Проповеди
того периода (мединские суры) исполнены уверенности и категоричности.
Населявшие Медину племена ауса и хазрадж, перейдя в ислам, стали
основной группой приверженцев Мухаммеда.
К концу жизни Мухаммеда образовалось исламское теократическое государство,
охватывающее весь Аравийский полуостров.
После смерти Мухаммеда в 632 году ислам формировался под значительным
влиянием христианства и иудаизма.
Вскоре после смерти Мухаммеда в исламе возникла политическая партия
шиитов, которые признавали законным преемником Мухаммеда его зятя
Али и отвергали династию Омайядов. Постепенно шииты преобразовались
в религиозное направление и откололись от основного течения ислама.
Сторонники ортодоксального ислама стали называться суннитами.
Одновременно с появлением шиитов вся Аравия была охвачена восстаниями
и актами "отпадения". Самым мощным из этих движений было
йемамское, под руководством Мусейлимы (Масламы).
В ходе жестоких и кровопролитнызх войн, которые вел "меч ислама"
Халид ибн аль-Валид, все очаги восстания были уничтожены, после
чего уничтожены сторонники Мусейлимы и он сам. Было ликвидировано
и антиисламское движение в Йемене.
В 30-х годах VII века халифат нанес своим главным противникам -
Византии и Ирану - сокрушительное поражение. В 639 году начался
поход в Египет, завершившийся полным его завоеванием.
После убийства двоюродного брата и зятя Мухаммеда халифа Али трон
халифата заняла династия Омейядов. В первый же год правления династии
столица халифата была перенесена в Дамаск, и Мекка и Медина перестали
быть политическими центрами государства.
В результате дальнейших арабских завоеваний ислам распространился
на Среднем и Ближнем Востоке, позднее - в некоторых странах Дальнего
Востока, Юго-Восточной Азии, Африки. В 711 году была совершена переправа
через Гибралтар, и за три года Пиренейский полуостров оказался в
руках арабов. Однако при дальнейшем продвижении на север они в 732
году потерпели поражение под Пуатье и остановились.
В VIII - IX веке в исламе возникло мистическое течение - суфизм.
В начале IX века арабы вторглись в Сицилию и владели ей, пока в
конце XI века не были изгнаны норманнами.
В начале X века политическая власть сконцентрировалась в руках
армии, состоящей преимущественно из наемников. Главнокомандующий
армией получил должность "эмир аль-умара" (эмир над эмирами)
и стал фактически руководителем всех государственных дел, оставив
халифу религиозную власть. В то же время ухудшившееся финансовой
положение позволило многим эмирам получить большую самостоятельность.
В результате к началу X века от халифата откололись Северная Африка,
Испания и восточные территории от Ирана до Индии.
|